http://www.infoflotforum.ru/lofiversion/index.php/t14601.html
http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=14601
http://www.infoflotforum.ru/lofiversion/index.php/
Yan
Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР ". Сегодняшняя, десятая заметка посвящена учебному / пассажирскому пароходу "Иван Сусанин". В СССР это судно совершало учебные рейсы, его портом-приписки был Севастополь, во второй половине 1950-х годов "Иван Сусанин" стал одним из самых первых морских пассажирских судов, вышедших на Крымско-Кавказкую Линию после окончния Войны 1941-1945.
Технические и пассажирские данные судна.
Судоверфь постройки: "Stettiner Oderwerke, AG fuer Schiffs- und Maschinenbau", Stettin (Щецин), Германия.
Строительный номер: 644.
Тоннаж: 2170 BRT.
Длина судна: 95,2 метров.
Ширина судна: 11,6 метров.
Осадка судна: 4,2 метра.
Главная энергетическая установка: две паровые машины трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1914 году): 3200 индиксированных лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (в 1946 году): 3100 лошадинных сил.
Количество винтов: 2.
Средняя скорость (в 1914 году): 15 узлов.
Средняя скорость (в 1946 году): 14,5 узла.
Пассажировместимость (в 1939 году): 240 – 400 человек пациентов / раненных и медперсонала.
Пассажировместимость (в 1946 году): 300 - 350 курсантов (или пассажиров).
Экипаж (в 1939 году): 45 человек.
Экипаж (в 1946 году): 65 человек (включая и преподаватльский персонал).
Порт приписки (1914 – 1945): Stettin(Щецин), Германия.
Порт приписки (1946 – 1959): Севастополь, СССР.
Пассажирский пароход прибрежного плавания "Ruegen" был спущен со стапеля 21 февраля 1914 года и введен в эксплуатацию 20 мая 1914 года в Германском городе Щецин ( Stettin) судоходной компанией "J.F.Braeunlich GmbH" из Щецина. В короткое время до начала I Мировой Войны судоходная компания "J.F.Braeunlich" использовала "Ruegen" преимущественно в службе на пассажирской линии Stettin – Swinemuende.
21 ноября 1914 года под флагом Кайзеровского ВМФ Германии "Ruegen" вступил в I Мировую Войну. Пароход использовался на Балтийском Море как вспомогательное судно для установки мин. С 4 июля 1918 года до окончания войны "Ruegen" использовался в качестве школы подводников. 14 марта 1919 года судно по репарации было передано Великобритании, но уже 17 апреля 1919 года бывший владелец ( "J.F.Braeunlich" ) смог выкупить судно у Британской "Schipping Controller".
С 1921 года владельцем судна значится компания "Stettin-Rigaer Dampfschiffs-Gesellschaft" (судовладелец - R.C. Gribel, Stettin), "Ruegen" совершает морские пассажирские рейсы на линии Щецин (Германия) - Рига (Латвия).
В сентябре 1939 года, с началом II Мировой Войны, пароход "Ruegen" перешёл под управление Военно-морского ведомства Германии. С 16.09.1939 "Ruegen" используется как госпитальное судно на Северном Море, а в 1942 году переводится на Балтийское Море и используеся также как госпитальное судно. Во время II Мировой Войны "Ruegen" получает ещё одно название, военное: "Lazarettschiff H". В госпитальном варианте этот пароход принимал на борт до 400 человек пациентов / раненных и медперсонала. Окончание войны "Ruegen" встретил неповреждённым.
11.03.1946, после официального раздела трофейного флота, доставшегося СССР и Великобритании после победы над Германией, пароход передаётся СССР. Далее следует переименование судна в "Иван Сусанин". С 3.06.1946 по 31.12.1946 пароход прошёл ремонт и некоторые перестроечные работы на судоремонтной верфи "VEB Mathias-Thesen-Werft" в Висмаре. Сразу после окончания ремонта, 31.12.1946 "Иван Сусанин" отбыл на Чёрное Море в свой новый порт-приписки - Севастополь.
Изначально предполагалось, что сразу же по прибытию в Севастополь, "Иван Сусанин" приступит к выполнению рейсов в качестве учебного судна. Но это состоялось позже. Дело в том, что в те годы была сильная нехватка торгового флота ( по причине его отсутствия ) на Чёрном Море, многие суда, полученные по репарации, находились или на длительных ремонтах и восстановлениях, или были заняты перевозками в других регионах. И "Иван Сусанин" в качестве линейного пассажирского судна стал выполнять рейсы на Крымско-Кавказкой Линии. Таким образом, этот пароход был одним из самых первых морских пассажирских судов, вышедших на Крымско-Кавказкую Линию после окончания Войны 1941-1945. Кроме того, известно, что эти рейсы были именно грузопассажирскими – почти в каждом рейсе судном перевозились и срочные / почтовые грузы.
Но к 1949 году на Чёрном Море, все-таки появился регулярный пассажирский флот, и где-то в это время "Иван Сусанин" завершил пассажирскую транспортную службу и перешёл к своему непосредственному предназначению – он стал учебным судном. До 1959 года (включительно) пароход "Иван Сусанин" был учебным судном и совершал плавания с курсантами школы морского судоходства Севастополя. Эти учебные плавания для будущих моряков проходили, в основном, в Чёрном Море.
В самом конце 1950-х годов проводилось массовое списание многих устаревших к тому времени судов торгового флота СССР, под которое попал и "Иван Сусанин". С 1960 года "Иван Сусанин" вычеркнут из регистровых списков Регистра "Lloyd’s Register of Shipping". О том, каким образом судно закончило свой жизненный путь, мне, к сожалению, ничего не известно, но можно с большой уверенностью сказать, что этот пароход не дожил до наших дней.