Практика по живучести корабля
В сентябре в первом семестре четвёртого курса, изучая предмет «Живучесть корабля», мы параллельно посещали в военном порту специальную баржу, в которой были устроены отсеки для имитации аварийных случаев для практических занятий. Внутри одного из отсеков был помещён второй корпус отсека чуть меньшего размера. Борта (стенки) второго отсека, видимо заранее на полигоне, были во многих местах пробиты снарядами разного калибра. Края пробитых отверстий неровно торчали внутрь отсека. Трубопроводы по бортам тоже были повреждены во многих местах.
В пространство между корпусами насосами быстро подавалась вода. Из всех заранее пробитых отверстий в отсек с курсантами струями хлестала вода. Задача курсантов заделать пробоины и повреждения трубопроводов, прекратить поступление забортной воды с помощью специальных, предусмотренных для этого различных устройств. Устройства представляют собой деревянные конусные пробки разного диаметра, куски брезента, концы канатов, деревянные и металлические брусья различной длины.
Всех курсантов определили в команды по десять человек. Я попал в первую команду. Включили насосы, сверху через люк поступила команда «Заделать пробоины и повреждения». Мы бросились исполнять. Несмотря на ясность цели и готовность исполнения, всё у нас получалось суматошно и неправильно. В результате отсек был затоплен, насосы отключили, оставив нам воздушное пространство до палубы для головы, чтобы дышать. Мокрые, но весёлые мы по очереди выбрались на палубу баржи. Следующие команды курсантов справлялись с заданием также как мы. Но, что весьма странно, тренировок, чтобы выполнить задание хорошо, не было.
На этой же барже мы проходили и водолазную практику. В другой отсек заполненный водой мы спускались по трапу в лёгководолазных костюмах. Мало того, что мы должны были освоить костюм, уметь в нём дышать через загубник, но и ещё выполнить под водой некоторые слесарные работы. Под водой в отсеке, напротив иллюминатора, в который из сухого отсека за водолазом наблюдал принимающий зачёты, размещался металлический стол с большими тисками и инструментами на столе. На столе находилось много заржавленных болтов большого диаметра с накрученными гайками. Всего-навсего нужно было освободить болт от гайки, казалось чего легче. На самом деле оказалось не так. Заржавленный болт крепко сцепился с гайкой. Это на воздухе можно применить керосин, чтобы болт отпустил гайку. В воде это сделать невозможно. Головку болта зажимали в тисках и пытались открутить ключами. Бесполезно. Следующий способ зубило и молоток. Но и здесь в воде закавыка. На воздухе можно широко размахнуться, а в воде нет, мешает сопротивление воды, молоток приближается к зубилу зигзагами, стремясь ударить по руке. Каждый испытуемый, «заслуженно» получив порцию ударов по руке, приноравливался и находил свой замах и силу удара по зубилу. Не всем удавалось справиться, как казалось на первый взгляд, с такой простой задачей.
Смерть Сталина
Каждодневное однообразие курсантской жизни всё равно быстро подвинуло время к марту месяцу 1953 года. Смерть Сталина. Помню, бюллетени о его состояния здоровья мы слушали по громкоговорителям в строю в коридорах на своих этажах. 5-го марта, в день сообщения о его кончине, я видел в строю плачущих курсантов азербайджанцев. У меня не было такого состояния, но невольно остро возникал вопрос, что теперь с нами, со страной будет. Как бы из-под ног выбили платформу привычной стабильности. Казалось, Сталин должен быть навсегда в нашей жизни. Будущее трудно было представить.